Скрябин Александр Николаевич
(25 декабря 1871 (6 января 1872), Москва — 14 (27) апреля 1915, там же)
русский композитор и пианист, одна из ярчайших личностей русской и мировой музыкальной культуры.
Александр Николаевич Скрябин считается основоположником цветомузыкального искусства, который к тому же обладал "цветным слухом". А первой цветомузыкальной композицией стала его симфоническая поэма «Прометей» («Поэма Огня»). После «Прометея», испробовав идею на простейшем светоинструменте, Скрябин заговорил уже о необходимости введения в световую партию сложных световых форм, световой пластики. Так шаг за шагом он продвигался к реализации своей идеи синтеза всех искусств, через произведения последних лет творчества.
Важную роль в "Поэме Огня " играют темы-образы:
РАЗУМА ( темно-синий или фиолетовый цвет-лучи, сияние, структур, похожие на мозг)
ПРОМЕТЕЯ (пламя, огненный или энергетический вихрь)
ИГРЫ ( мужское и женское начала-игра черного и белого шаров в огненном тоннеле)
ПОЛЕТА (сквозь пространстенно -временные тоннели)
ЭКСТАЗА (круглый храм Мистерия, магический кристалл, финальное Преображение).
Воссоздавая зрительные образы Прометея, авторы видеокомпозиции опирались не только на световую строку и словесные ремарки в нотном тексте, но и на все известные архивные материалы. Сюжет поэмы- история познающего себя Космического Духа, в своей божественной игре творящего все новые и новые миры, и тут же их разрушающего - имеет определенную связь с описанным Е.П.Блаватской Космогенезом. Начало "Прометея" Скрябин характеризовал как ""предмирный хаос. Завершение- как " танец среди огней и вырывающийся из-под земли последний всепоглощающий пожар". В партитуре указаны также "молнии" , "световая зыбь", "светящиеся фигуры", "струи света"острые формы" и "звезды"- то есть то, что можно набдюдать в космическом пространстве, которое композитор описывал как "синтез грандиозности с утончением, с предельной прозрачностью". Поэтому авторы соотнесли темы "высшей утонченности" и "высшей грандиозности" с космическими пейзажами.